Дискуссия с памятником
24 апреля 2006 года

Вчера с 8.00 восемь татарских националистов стояли с рукописными лозунгами в сквере у памятника «Зодчие Казанского кремля» и молча ждали, когда проедет к себе в резиденцию президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Плакаты призывали главу республики не поддерживать выдвижение памятника «Зодчие Казанского кремля» на соискание ежегодной государственной премии имени Габдуллы Тукая, церемония награждения лауреатов которой назначена на 26 апреля. «Выдвижение на премию авторов колониального памятника — глумление над именем Тукая», — значилось на плакате, который держал председатель народного фронта Татарстана Фарид Хабибуллин.

Справка "Ъ". Композиция «Зодчие Казанского кремля» создана московскими скульпторами Александром Головачевым, Владимиром Демченко и архитектором Рустамом Забировым. Она состоит из сидящей фигуры зодчего-русского, держащего на коленях чертеж Спасской башни Казанского кремля, и зодчего-татарина, стоящего за спиной с чертежами ханского кремля. Открывая памятник в ноябре 2003 года, Минтимер Шаймиев сказал: «Этим памятником мы отдаем дань всем поколениям зодчих, которые творили на нашей земле».

«Мы считаем, что само включение к список претендентов архитектурного ансамбля «Зодчие Казанского кремля» — памятника завоевателям Казани — оскорбляет память Тукая. Мы просим: Минтимер Шарипович, не спешите подписывать указ о присуждении госпремии. Подписав его, можно потерять то, что вы сотворили в последнее время», — заявил господин Хабибуллин, видимо, имея в виду позитивный вклад главы региона в межнациональные и межрелигиозные отношения. И добавил, что приложит все усилия, чтобы одиозный, по его словам, памятник, убрали с территории Казанского кремля. В подтверждение влиятельности национального движения господин Хабибуллин припомнил, как в прошлом году провалилась идея установки памятника Петру I из Казани. Тогдашний глава Казани Камиль Исхаков отказался устанавливать памятник российскому императору, подаренный Санкт-Петербургом к 1000-летию Казани. Мэр аргументировал это решение историческим фактом гонений на татарских мусульман. Вместо Петра I был увековечен иторик, географ и философ Лев Гумилев.
«Мы тогда предупредили, что завтра будет групповое сожжение, и приготовили на всякий случай две бочки краски, — напомнил господин Хабибуллин. — До подписания тукаевской премии остается два-три дня, и мы хотим добиться выполнения своих требований». Господин Хабибулин уже даже придумал, куда деть памятник, — по его мнению, его надо просто перенести, «например, в Подмосковье».
Известный сторонник радикального национального движения ВТОЦ Заки Зайнуллин был настроен более решительно.
— Это же позор устанавливать посреди Казанского кремля памятник русским завоевателям Казани, — воскликнул он. — Теперь строителям казанской крепости пытаются госпремию дать. Они подталкивают к тому, чтобы мы взялись за оружие. Мы их будем взрывать и уничтожать, — решительно заявил „Ъ“ господин Зайнуллин.
— Это провокация, — вмешался в разговор подошедший полковник милиции Мельников, до этого стоявший неподалеку и просто внимательно слушающий. — Зодчие символизируют собой дружбу наций. Вот татарин стоит, а рядом русский.
— Какой же это татарин?! Это настоящий холуй, — с радостью подхватил антропологическую дискуссию Заки Зайнуллин.
— Но памятник поставили почти два-три года назад. Почему тогда вы молчали? — с удивлением спросил полковник Мельников.
— Так никто и не думал, что памятник номинируют на премию Тукая, — неубедительно сказал Заки Зайнуллин. — Стоит — и пусть стоит, но только без государственных почестей.
Во время пикетирования оба лидера ВТОЦ высказывали недовольство отсутствием памятника татарам, защищавшим Казань в битве 1552 года: «Нам 10 лет обещают установить его в Казани — в последний раз к 1000-летию Казани, но его нет и поныне», — заявили „Ъ“ господа Хабибуллин и Зайнуллин.
Спустя час пикетчики решили выйти из сквера, окруженного густыми кустарниками, на более видное место. Они расположились вдоль дороги, по которой обычно движется президентский кортеж, и продолжали ждать. Как пояснил „Ъ“ господин Зайнуллин, они собрались так рано, чтобы встретиться с президентом, когда тот поедет на службу, и объяснить несуразность присуждения премии одиозному памятнику.
Однако президент в то утро в Казанском кремле не проезжал. Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе, господин Шаймиев находится в очередном отпуске в Чехии до 22 апреля.

Луиза ИГНАТЬЕВА, "Ъ - Волга-Урал"